Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Театр Самарская Площадь









Департамент культуры, туризма
и молодежной политики Администрации г. о. Самара
Театр Самарская площадь















  

Театр «Самарская площадь» - «Кроткая»
В феврале 2015 года в репертуаре «Самарской площади» появился спектакль «Кроткая», поставленный по одноименному рассказу Ф.М. Достоеского. Постановка и инсценировка – И.Керученко (Москва). Сюжет повествует о девушке, вышедшей замуж от безденежья за ростовщика, которого она не любила и презирала за род его занятий. Замысел Достоевского заключался в том, чтобы показать палача и его жертву, которые здесь выступают в роли мужа-деспота и жертвы-жены. Девушка(Кроткая) пытается бунтовать против ненавистного супруга. Дело доходит до попытки убийства, но главным образом конфликт между супругами выражается в молчании, довольно быстро установившееся в их доме после свадьбы.

Над сценографией и костюмами работала М. Утробина (Москва). Сцена – комната в доме Ростовщика, представленная небольшим светлым помещением. Среди деревянной мебели выделяется железная кровать, которая, словно клетка, будет обиталищем Кроткой в последнюю зиму. Все окна в комнате заклеены. Здесь этот занавес как символ отгороженности и враждебности к окружающему миру, который после раскаяния Ростовщика, будет им сорван.

Роль Ростовщика исполняет Владимир Лоркин. Ему принадлежит роль рассказчика. Как пояснял Достоевский, произведение представляет из себя «поток мыслей» рассказчика, которые как будто подслушал и записал стенограф. Сам Ростовщик – это образ «человека из подполья», «человека из подземелья». Образ неоднократно встречается в творчестве Достоевского. Для Достоевского же "человек из подполья" - это то, кто по рождению отнюдь не является "человеком из подвала". Он лишь в определенный период своей биографии становится таким. Употребленный писателем термин "подземелье" не может толковаться лишь в социологических категориях. Речь идет ведь не исключительно о "подземелье" человеческого существования, но также о "подземелье" человеческого сознания. У "человека из подземелья" была одна очень существенная черта: принимая спокойно свое падение, акцентируя внешне свою судьбу, и как будто стремясь к самоуничтожению, он принимал решение взять реванш, отомстить за понесенный ущерб и обиду. Однако объектом мести становились отнюдь не те, кто был непосредственным поводом падения, так как они сильнее. Поэтому "человек из подземелья" свою месть переносит с общества на индивидуальную жертву - существо значительно слабее его. Примером такого «человека из подземелья» и является Ростовщик. В течение спектакля зритель узнает историю главного героя: он был штабс-капитаном блестящего полка, его там, как и везде, не любили, и вскоре после нелепой случайности ему пришлось подать в отставку. Он стал вести бедную бродяжью жизнь, пока не умерла его родственница, оставившая ему три тысячи рублей. После этого рассказчик и стал ростовщиком, мечтая при этом накопить достаточную сумму и начать новую жизнь. Кроткая оказывается тем существом, на котором можно выместить накопившуюся злость. Лоркин исполняет роль бесподобно. Его речь – сухая и холодая. В голосе слышится внутреннее довольство собой. В момент объяснения с Кроткой его холодность превращается в хохочущую истерику.

Кроткую играет Екатерина Репина. В отличие от предыдущего героя, у ее персонажа крайне мало слов. Те несколько фраз, что она произносит, едкие, провокационные и направлены против ее мучителя. Персонаж Репиной говорит взглядом, он наполнен то презрением, то укором. Глаза – ее оружие. Игра Репиной не ограничивается одними взглядами, хотя ее роль сдержанна, зритель будет видеть и смех, и припадки. По мере развития сюжета, наблюдается уход героини в себя, жизненное угасание. По замыслу Достоевского ей суждено умереть. Примечательна сама смерть героини: она выбрасывается из окна с образом в руках. Явление самоубийства немало интересовало Достоевского. Особенно его поразил случай швеи Борисовой, который и был положен в основу рассказа: она выбросилась из окна третьего этажа и "упала на землю, держа в руках образ. Достоевский писал, что этот образ в руках - странная и неслыханная в самоубийстве черта! Это уж какое-то кроткое смиренное самоубийство. Тут даже, видимо, не было никакого ропота или попрека: просто - стало нельзя жить, "Бог не захотел' и - умерла, помолившись". В спектакле присутствует еще один персонаж – Лукерья, которую играет Виктория Просвирина. Лукерья прислуживает в доме теток Кроткой, а после ее замужества, у Ростовщика. Если в рассказе Лукерья упоминается вскользь, то в спектакле ей уделена немаловажная роль. Великолепная игра Просвириной не раз вызывала улыбку и смех у зрителей. Расторопная Лукерья мечется по сцене то с тазиком, то с тряпкой, иногда она служит неким мостом между Кроткой и Ростовщиком. Ее простота и обыденность, отлично переданная Просвириной, необходима для смягчения трагизма этой постановки.

В целом постановка наполнена глубоким драматизмом, оставляет сильное впечатление и несомненно является одной из жемчужин этого театра..

Автор: Анастасия Хоменко
Источник: http://театральная-критика.рф/categories/artists-and-performers/meek-samplo

Страница прочитана: 522 раза

Вернуться назад






 Навигация по сайту 



БИЛЕТЫ ОНЛАЙН





СПЕКТАКЛИ


ВИДЕО


О ТЕАТРЕ


ФОТОГАЛЕРЕЯ


О НАС ПИШУТ


ТРУППА


ГОСТЕВАЯ КНИГА


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ


Мемориал АЛЕКСАНДРА БУКЛЕЕВА


КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ


Правила возврата билетов

 

IT-Портал городских волонтеров Чемпионата мира...
Городские волонтёры ЧМ-2018 | Самара


 


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Театр САМАРСКАЯ ПЛОЩАДЬ 1987-2013 г.
Разработка сайта SPRP-Studio