Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Театр Самарская Площадь









Департамент культуры, туризма
и молодежной политики Администрации г. о. Самара
Театр Самарская площадь















  

Самара. Никто не спас вишневый сад
«Вишневый сад», поставленный вслед за «Чайкой» в Самарском театре «Самарская площадь», обещает нам, конечно же, и «Трех сестер», которые завершат чеховский триптих на этой сцене. Художественный руководитель театра Евгений Дробышев воплощает Чехова последовательно и вдумчиво, видя в чеховской пьесе предмет бесконечного размышления о человеке. Сам же он продолжает являть себя как художник-наблюдатель, тонкий исследователь жизни.

Его «Вишневый сад» - это «сюжет ухода», прощания с той старой помещичьей усадебной жизнью, которая исчезает на глазах вместе с ее негой, безмятежностью и беззаботностью, с ее милыми утонченными людьми, их нежными душами, изящными чувствами. Сюжет о том, как их сметает наступающий новый век, со всем их романтизмом и вишневыми садами.

Отзвуки этой изящной жизни рассыпаны по всему спектаклю как сигнальные флажки. И каждое действие поименовано чьей-нибудь рукой, пишущей мелом на черной доске: «Встреча», «Прогулка», «Катастрофа», «Прощание». Вот вдалеке окошко поезда, везущего в Россию Раневскую. И первые сцены спектакля идут под стук его колес, долго звучащий в душе приехавших. А вот и маленький игрушечный состав катится по рельсам рядом с нашими героями, предвещая их грядущий отъезд. И откуда-то выкатывается детский мячик при воспоминании об утонувшем сыне Грише. В сцене прощания он катится вновь мимо всех покидающих усадьбу. А когда обитатели дома уже покинули его, мы видим Раневскую с Аней, уходящих по полю куда-то вдаль. Их фигурки, удаляясь, становятся все меньше и меньше...

Кажется, что спектакль ставился медленно, тщательно - и, хотя идет он целых три часа, оставляет ощущение чего-то очень изящного и изысканного. И, как всегда, режиссура Дробышева полна внимания к человеку в его тончайших душевных проявлениях. Его актеры демонстрируют вкус к неторопливой, подробной и тонкой игре, игре долгой, протяжной, ощущающей каждое жизненное мгновение в его неповторимой и острой значимости.

Ожидание приезда Раневской, телеграммы из Парижа, надвигающаяся продажа имения, смятение домочадцев, общая тревога, брожение настроений и желаний складываются в сложную симфонию короткого и напряженного отрезка жизни, который, как чувствуют все, вот-вот оборвется. И все это маленькие усадебное сообщество, все эти люди так интеллигентны и милы, так обаятельны и прекраснодушны, не желая видеть приближающейся катастрофы, что нам всем становится за них неловко, и грустно, и смешно.

Гаев (Владимир Лоркин) похож на капризного взрослого ребенка, которому заботливый Фирс (Геннадий Муштаков) не забывает вручать ночной горшок перед сном. Милая Аня (Вероника Агеева) трогательно мечтает о любви, напрасно взирая на безвольного Петю Трофимова (Сергей Булатов), блуждающего в своих утопических идеях. Смешной Епиходов (Олег Сергеев) охвачен пылкой страстью к Дуняше, в минуты отчаяния даже паля из пистолета. А Раневская (Наталья Носова), то плача, то танцуя, рвет телеграммы из Парижа, тонет в своих чувствах, шутит, иронизирует, смеется.

Лопахин (Олег Рубцов) сразу же предлагает «дачный проект» вишневого сада и приносит с собой чертеж его реконструкции. Но никто его даже не слышит! Лопахин потрясен невменяемостью всех этих странных людей. Ведь надо срочно действовать, а они разглагольствуют, впадают в сантименты и расплываются в благодушии. Ему все это дико - и он подолгу оторопело молчит, немея среди окружающей несуразицы. Вот линия его роли - катастрофическое непонимание всех этих, действительно странных, людей. Между ними - пропасть. Лопахин выходит из себя, доказывая им очевидное - а они все отшучиваются и валяют дурака.

В лице Лопахина жестко явило себя новое время, безжалостно вторгшееся в прежнюю жизнь. И именно Олег Рубцов пронзил, проточил своей ролью весь спектакль - лидируя со своей миссией продуктивности и целесообразной деятельности среди тотальной анемичности усадебных хозяев. Перед нами современная «эффективная личность». Она убедительна. И мы во многом на ее стороне. А молодость Олега Рубцова, которому в день премьеры исполнилось тридцать лет, очень хороша в этой роли. Молодой, упругий, авантюрный, с серьгой в левом ухе, он прекрасно смотрелся бы и на водном скутере, рассекающем волжские просторы. А знаменитое: «Я купил», - он произносит шепотом, внезапно притихнув и словно не веря тому, что только что сказал.

Наталья Носова, сыграв Раневскую, продолжила родословную своей царственной Аркадиной из «Чайки». Ее крупная человеческая фактура, чуждая сентиментальности (тверда, решительна, наступательна, самоуверенна) мгновенно «теряет себя», когда речь заходит о Париже и ее парижском возлюбленном. Самообладание отказывает, когда ей передают телеграммы из Парижа. То рвет, то швыряет их на пол, то вновь поднимает, то плачет, то хохочет. Любовь - слабая струна этой сильной рыжеволосой женщины, крупной, красивой, статной. Проявляющей такую же слабость в вопросе спасения вишневого сада.

Игнатюк Ольга
Журнал Страстной бульвар,10. Выпуск №2-192/2016

Источник: http://www.strast10.ru/node/4013

Страница прочитана: 91 раз

Вернуться назад






 Навигация по сайту 



БИЛЕТЫ ОНЛАЙН





СПЕКТАКЛИ


ВИДЕО


О ТЕАТРЕ


ФОТОГАЛЕРЕЯ


О НАС ПИШУТ


ТРУППА


ГОСТЕВАЯ КНИГА


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ


Мемориал АЛЕКСАНДРА БУКЛЕЕВА


КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ


Правила возврата билетов

 

IT-Портал городских волонтеров Чемпионата мира...
Городские волонтёры ЧМ-2018 | Самара


 


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Театр САМАРСКАЯ ПЛОЩАДЬ 1987-2013 г.
Разработка сайта SPRP-Studio