Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Театр Самарская Площадь
Департамент культуры, туризма
и молодежной политики Администрации г. о. Самара
Театр Самарская площадь















  

О счастливых людях
Не пишите стихов о любви… Ищите спасения от общих тем в том, что Вам дает Ваша повседневная жизнь; пишите о Ваших печалях и желаниях, о мимолетных мыслях и о вере в какую-то красоту, – пишите об этом с проникновенной, тихой, смиренной искренностью и, чтобы выразить себя, обращайтесь к вещам, которые Вас окружают, к образам Ваших снов и предметам воспоминаний. Если же Ваши будни кажутся Вам бедными… в Вас слишком мало от поэта, чтобы Вы могли вызвать все богатства этих буден. Из письма Э.-М. Рильке молодому поэту

По уже установившейся традиции театр «Самарская площадь» закончил театральный сезон 2017-2018 премьерой – постановкой пьесы Ивана Вырыпаева «ИЛЛЮЗИИ». Театр не первый раз обращается к новейшей драме вообще и к творчеству Вырыпаева: на сцене театра с успехом идет спектакль «Танец Дели». К слову сказать, в СамАрте несколько лет назад был поставлен спектакль по пьесе Вырыпаева «Валентинов день», а в театре «Город» в прошлом сезоне поставили те же «Иллюзии».

«Иллюзии» были написаны по заказу театра немецкого города Хемница (Карл-Маркс-Штадт советского периода) в 2011 году, где мировая премьера состоялась на день раньше московской, в театре «Практика». Сам драматург не без иронии назвал пьесу мелодрамой об истинных ценностях, хотя определил жанр как «комедия», придав ей значительность и загадочность эпиграфом из Пьера Корнеля (неизвестный персонаж для сегодняшней публики).

Представляя новый спектакль публике, постановщик Евгений Дробышев, казалось, сам был в недоумении от того, что получилось, и произнес знаменательную фразу: «Если хотите это обругать – не стесняйтесь». Я думаю, что соблазненный мелодраматическими перипетиями режиссер вдруг понял, что материал завел его в неведомые формальные содержательные дали.

Сюжет пьесы и прост, и сложен. Две супружеские пары, дружные между собой, прожили долгую счастливую, почти не обремененную страстями жизнь. В преддверии смерти каждый из них исповедуется, говорит о своей любви, реальной или вымышленной, для того чтобы утешить другого или самого себя. Последнему старику приходится исповедоваться перед звездным небом. Очень трогательно и очень риторично (наверное, поэтому появляется Корнель). Между этими предсмертными объяснениями в любви маленькие истории – о детстве, знакомстве, кризисе среднего возраста, о первом и последнем выкуренном косячке, странном поведении и так далее.

Постановка, обстановка, костюмы кажутся предельно простыми. Актеры выходят на сцену как на репетицию, с текстами, какими-то нужными для дела предметами. Проверяют лампу, микрофоны, общаются с осветителями, объявляют название, эпиграфы – написанный драматургом и подобранный режиссером – из Маяковского. А затем танец. Он должен выбить зрителя из обыденности, настроить на «иллюзорный» театральный мир, когда из ниоткуда вдруг возникают живые люди со своими живыми эмоциями.

Когда я просматривала рецензии на другие спектакли Вырыпаева, то наткнулась на слово «спойлер» в смысле «преждевременно раскрытая важная информация, которая портит впечатление от художественного произведения, разрушая интригу». Вырыпаев мастер спойлеров. Интрига пьесы, на первый взгляд весьма незатейливая, все время переключает внимание и, главное, настроение зрителя. Только зрители, потрясенные трогательным посмертным признанием в любви, достали носовые платки – их сбивает с толку история в стиле бразильского сериала о том, что одна из пар является на самом деле братом и сестрой и их брак прокляли родители, а после паузы как ни в чем не бывало объявляется: «Это шутка!»

Не менее мастерски делают это на сцене и актеры театра «Самарская площадь». Две пары – в белом (Екатерина Репина и Сергей Булатов) и в черном (Анастасия Карпинская и Владимир Лоркин) – все время меняются, смешиваются, не устанавливая соответствия между персонажами и актерами. Приняв совершенно бытовую манеру рассказа о Денни, Сандре, Альберте и Маргарет, актеры вдруг переключают восприятие с помощью танцевальных и вокальных номеров. Один актер очень трогательно и эмоционально создает иллюзию подлинности в процессе рассказа о предсмертной исповеди персонажей, а другой вполголоса повторяет этот рассказ на английском, как дубляж в кино.

Актеры используют очень простые приемы: человек умирает – они зажигают свечу, представляют персонаж – вешают его фотографию, герой благодарит свою жену за детей – ставят на стол соответствующую фотографию с детьми. Эти простые приемы вдруг неожиданно превращаются в волшебство, в иллюзию. Когда Альберт в первый и последний раз в жизни попробовал курить марихуану – «мир стал мягким» – действительно, под руками актеров проминаются предметы и, кажется, даже воздух.

Отличие пьес Вырыпаева от большинства современных текстов и заключается в том, что он не стремится к натурализму, к тому, чтобы сделать слепок неприглядной действительности, – он конструирует свои художественные миры. Они просты и сложны одновременно. Сложны, поскольку драматург верит, что мир вертикален и кроме земного есть еще небесное, звездное. Убедительность и искренность работы актеров на сцене неожиданно переспоривают автора. У драматурга к финалу герои совсем отчаиваются найти правду в этом изменчивом и непостоянном мире: все, что казалось им очевидным и незыблемым, оказалось эфемерным и иллюзорным. У театра отчетливо звучит мысль о бессмертии «звездного неба над нами».

Автор текста: Ольга ЖУРЧЕВА

Свежая газета. Культура • № 10 — 11 (139 - 140) • август 2018

Ссылка на источник: https://yadi.sk/i/xiYHbqEo3aVYgA

Страница прочитана: 12 раз

Вернуться назад






 Навигация по сайту 







СПЕКТАКЛИ


ВИДЕО


О ТЕАТРЕ


ФОТОГАЛЕРЕЯ


О НАС ПИШУТ


ТРУППА


ГОСТЕВАЯ КНИГА


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ


Мемориал АЛЕКСАНДРА БУКЛЕЕВА


КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ


Правила возврата билетов

ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ

 
 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Театр САМАРСКАЯ ПЛОЩАДЬ 1987-2013 г.
Разработка сайта SPRP-Studio