Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Театр Самарская Площадь









Департамент культуры, туризма
и молодежной политики Администрации г. о. Самара
Театр Самарская площадь















  

Таинство неженитьбы

За банальными действиями в пространстве спектакля обнаруживаются порой почти мистические явления

Фоторепортаж: Таинство неженитьбы

Знаменитая пьеса «Женитьба» считается очень трудной для постановки – именно из-за своей простоты. В самом деле, что это за сюжет такой: собирался человек жениться, собирался, наконец собрался, а в последний момент вдруг без всяких на то видимых причин взял да и удрал из-под венца через окно? Больше подходит для анекдота, чем для спектакля. Но, возможно, в этой истории Гоголь очень точно выразил то, что принято называть «загадкой русской души».

Как говорит один из героев пьесы, «поди ты спроси иной раз человека, из чего он что-нибудь делает!» Каждый из нас с детства опутан массой социальных правил и редко задается вопросом о том, зачем нужно им следовать. Когда же этот вопрос все-таки возникает, многие привычные вещи оказываются фантастическими и высосанными из пальца – на чем и основан комизм гоголевской пьесы.
Передать эту атмосферу невозможно без актера, который носит в себе эту способность вдруг задуматься или испугаться там, где другие идут, не останавливаясь. И здесь режиссера спектакля Евгения Дробышева можно поздравить с удачей – Владимир Лоркин, играющий главного героя, кажется просто созданным для этой роли. Его Подколесин -  это человек, который не боится быть неуверенным, не боится бояться, когда ему страшно. И в этой своей естественности он невероятно обаятелен. Антипода главного героя, проныру Кочкарева, играет Михаил Окоемов. Образ этого человека, который в противоположность Подколесину «все знает» и куда-то уверенно ломится даже там, где ему явно лучше остановиться, дает актеру огромное количество возможностей и публику посмешить, и показать умение вникать в нюансы психологии героя. В самом деле, как неудовлетворенность собственной жизнью трансформируется в искреннее желание устроить (читай: испортить) жизнь окружающих? Тайна, с которой мы сталкиваемся почти каждый день, не замечая ее. Михаил Окоемов без особых затруднений «попадает» в типаж. Правда, он утрирует его черты, может быть, чуть грубее, чем стоило бы. Хороша оказалась и Юлия Бакоян в роли несостоявшейся невесты главного героя. Да и «женихи» (Михаил Галицкий, Борис Трейбич, Олег Сергеев) очень наглядно и смешно представили весь спектр иллюзорных убеждений, идя за которыми, человек и собственную жизнь способен превратить в иллюзию.
Это ощущение психологической точности и одновременно абсолютной вымороченности всего, чем живут герои, - наверное, главное в гоголевской пьесе. И в «Самарской площади» нашли несколько точных ходов, чтобы эту атмосферу на сцене создать. Например, в сценографии Валерия Короткова и Евгения Дробышева бьющая в глаза реалистичность обстановки богатой квартиры все время нарушается каким-то одним элементом. Чаще всего им оказывается зеркало, в котором вдруг появляются мечты героев. По содержанию эти грезы очень прозаичны, но подаются в атмосфере, скажем так, мистико-иронической. Эта мистика (без которой не обходится, наверное, ни один спектакль по Гоголю) как нельзя лучше демонстрирует нереальность мира, в который поместили себя герои.
Что же касается актерской игры, то здесь тот же эффект достигается переходами от психологической достоверности к гротеску. Не всегда они реализуются гладко (что естественно для премьерного спектакля), но по сути кажутся очень подходящими к этой пьесе. Особенно удачно работает этот прием в финале, когда на героя «ненавязчиво наваливаются» почти все действующие лица, толкая его под венец. На фоне этого давления становится понятным, что за радость он потом найдет в том, чтобы оставить этих «доброжелателей» с носом.
Иными словами, «Женитьба» в «Самарской площади» получилась вполне гоголевской. Театр точно ухватил и воплотил на сцене тот парадокс, который Владимир Вейдле в свое время выразил афоризмом: «Русские просторы зовут странствовать, бродить, раствориться в них... Отсюда и русское, столь отличное от западного, понимание свободы не как права строить свое и утверждать себя, а как права уйти, ничего не утверждая и ничего не строя».
 


Страница прочитана: 259 раз

Вернуться назад






 Навигация по сайту 



БИЛЕТЫ ОНЛАЙН





СПЕКТАКЛИ


ВИДЕО


О ТЕАТРЕ


ФОТОГАЛЕРЕЯ


О НАС ПИШУТ


ТРУППА


ГОСТЕВАЯ КНИГА


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ


Мемориал АЛЕКСАНДРА БУКЛЕЕВА


КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ


Правила возврата билетов

 

IT-Портал городских волонтеров Чемпионата мира...
Городские волонтёры ЧМ-2018 | Самара


 


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Театр САМАРСКАЯ ПЛОЩАДЬ 1987-2013 г.
Разработка сайта SPRP-Studio