Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Театр Самарская Площадь








Департамент культуры, туризма
и молодежной политики Администрации г. о. Самара
Театр Самарская площадь















  

Театр «Самарская площадь»: путь от авангарда к классике.
...Все началось с того, что молодой человек по имени Евгений Дробышев расклеил по городу объявления о наборе труппы. Год был 1987, тогда как раз по стране объявили театральный эксперимент — разрешили самоорганизацию театров. Так и родился театр «Самарская площадь», который сегодня является одним из ведущих в городе.

Евгений Дробышев, художественный руководитель театра, по первому образованию инженер, и свою профессиональную деятельность начал с конструирования ракеты-носителя «Буран» в КБ «Энергия», куда попал по распределению после авиационного института. Техническая работа совсем не увлекала творческую личность, и герой наш решился на самую главную перемену в своей жизни - поступил в IЦyкинское училище. Годы учебы оказались нелегки, работа в новой профессии поначалу тоже не складывалась, но судьба уберегла от ошибок — и вот появился новый театр.

- Сначала это была маленькая комната в самарском Доме молодежи, - вспоминает Евгений Борисович. - Кто-то что-то приносил из дома, так появлялось наше небогатое имущество.

Первый авторский спектакль нового театра-студии «Демонстрация» имел скандальный успех, разнесшийся далеко за пределы Самары. Эта политическая пьеса всколыхнула всех. Зрители не расходились после спектакля, вызывали артистов, устраивали дискуссии. А кто-то плакал. Потому что не ждали такого, не ждали, что покажут все и так.

- Я тогда долго выбирал пьесу и не мог выбрать, - говорит Дробышев. - Самым актуальным материалом в то время была «Диктатура совести» Шатрова. Я прочел ее вечером, всю ночь не мог спать, так был потрясен, а наутро понял, что надо еще круче. И сочинил пьесу сам.

И это действительно оказалось круче. «Демонстрация» была подготовлена временем, когда все ждали перемен и пытались переиначивать историю, и, тем не менее, стала сильным эмоциональным ударом по зрителю. Хотя, по сути, это был всего лишь анекдот. Первая реакция, которую он вызывал - безудержный смех.

Но время шло, острота политической пьесы мало- помалу сошла на нет, и молодой режиссер вновь оказался в творческом поиске. Его ждала новая удача - появление в труппе мима Владимира Черняева, который учил артистов Дробышева пантомиме и ставил небольшие сценки, как бы оживляя карикатуры датского художника Бидструпа. Так родился короткий пластический спектакль «Играем Бидструпа» (сейчас этот спектакль восстановлен и вновь с большим успехом идет на сцене «Самарской площади», прим. авт.). Эта работа была очень популярна, но главная ее заслуга заключалась в том, что вскоре возникла идея «Ночи на Ивана Купала» - спектакля, заставившего заговоритьо необычном театре вновь, и уже не только в стране, но и за рубежом.

Очередная авторская, на этот раз эротическая постановка Дробышева стала вторым эмоциональным ударом по зрителю. Обнаженных артистов на сцене видеть тогда еще было весьма непривычно. Но спектакль получился таким, что, несмотря на откровенные одеяния, даже пуританская Америка восприняла его как чистый и духовный.

- В «Ночи» действие происходит в деревне, где испокон веку жили очень простодушные люди, - объясняет режиссер, - так что пошлости там просто не могло быть.

Самобытность языческих танцев, богатство музыкального оформления, неожидaнныe драматические решения пластического действа - все это стало событием в мире отечественного постсоветского театра: успешные гастроли в Москве, турне по США, пpecтuжные награды театральных фестивалей тех лет...

Громкие постановки принесли театру-студии большую популярность не только среди любителей искусства, но и среди представителей власти. В начале 90-х театр-студия получила статус муниципального, и город выделил ей здание бывшего кинотеатра, памятник архитектуры. Обретя приют, труппа обрадовалась, что через год откроет двери для зрителей. Но сменился мэр и этому суждено бьло сбыться только 13 лет спустя - ровно столько длился долгострой, в течение которого артисты существовали в режиме выездных спектаклей. Играли то в Доме актера, то во Дворце металлургов, то где-то еще, но зритель шел за любимым театром, где бы он ни был. Именно эта поддержка и помогла «Самарской площад» выстоять и дождаться-таки, когда ремонт здания будет окончен. Вот уже четвертый сезон театр играет на собственной сцене, причем с полными залами.

За все эти годы театр, безусловно, изменился. Снискав поначалу славу авангардного, альтернативного, сегодня он стал классическим репертуарным театром и основательно занял свою нишу в самарском театральном пространстве, доказав, что театр-дом - это не отживающий вид, как утверждают многие. Напротив, лишь имея свой дом, свою сцену, театр может полноценно существовать и развиваться. В России это так.

Театр «Самарская площадь» оказался востребован и за рубежом: гастроли в США, Венгрии, Австрии, Германии прошли с большим успехом. Нередко театр приглашают повторно, что доказывает его популярность у иностранно зрителя.

- Наш театр начинался как авторский, - говорит Евreний Дробышев. - Мы были молоды, хотелось искать, экспериментировать. ...А потом - как у Мейерхольда 6ыло - «назад к Островскому». Вслед за ним Гоголь, Чехов, Ануй, Мольер. Не последнюю роль здесь сыграла режиссерская лаборатория Сергея Женовача. Я провел с ним семь встреч, и он буквально повернул меня в сторону актерского диалога. Так стали появляться наши драматические спектакли, которые кое-каких успехов добились.

В оценке успехов Евгений Борисович, конечно же, скромничает. Театру «Самарская площадь» действительно есть чем гордиться. И главное здесь даже не ставшие привычными аншлагами. В наше время смены ценностей, когда классическая литература перестала быть авторитетом, у зрителей «Самарской площади» классика востребована, и, более того, смотреть ее приходит молодежь. Большинство зрителей легендарной чеховской «Чайки» в постановке Дробышева — именно молодые люди, которые не просто понимают глубину этой великой пьесы, но и тонко чувствуют, улавливают все оттенки смысла. Видимо, режиссер сумел найти тот самый, понятный язык, на котром разговаривают современники.

Классика составляет сегодня основу репертуара театра. «Жeнитьбa» Гоголя, «Богатые невесты» и «Олигарх» («Не все коту масленица») Островского, «Чайка» Чехова — эти произведения любят зрители за их непреходящую актуальность, которую сумели увидеть и показать Дробышев и его труппа.

Современная драматургия тоже представлена в театре достаточно подробно. Пьесы А. Слаповского, Е.Гришковца, Д.Гурьянова полюбились самарскому зрителю ничуть не не меньше своих литературных предков.

Безусловным хитом театра стала постановка «Poддом» по пьесе Алексея Слаповского «Рождение». Этот спектакль идет уже пятый сезон и неизменно на аншлагах. По итогам городского театрального конкурса зрительских симпатий «Браво», который впервые проводился в Самаре весной прошлого года, «Роддом» одержал победу в номинации «Любимый спектакль». А в сентябре 2010 года на российском театральном фестивале «Русская комедия», который проходил в Ростове-на-Дону, «Роддом» получил три престижных приза - за лучшую режиссуру, мужскую и женскую роль.

- Посмотреть «Роддом» приходят все, даже те, кто в принципе не посещает театров! - удивляется директор и ведущая артистка театра Наталья Носова. - Признаться, для меня такая популярность этого спектакля - загадка. Но у Евгения Борисовича есть некое чутье на то, что окажется востребованным. «Роддом» - это же, по сути, социальная драма, которая преподнесена зрителю в легкой, доступной форме. Таков творческий метод Дробышева - идти к катарсису зрителя через смех. Не смешить, но говорить через смех, легко, жизненно. И это лучше, чем когда тебе душу наизнанку вывернут и ты выходишь из театра с головной болью. Я считаю, это не достижение. Потому что задача искусства не просто опустить на дно, показав проблему, а обязательно потом вытолкнуть наверх...

«Вытолкнуть наверх» - по-своему, философски, от равнодушия до любви - призван и второй спектакль по пьесе Слаповского «Не такой, как все», добрая история непростых взаимоотношений таких далеких и, как оказывается, таких близких людей. К слову, пьесы этого автора явно удаются Дробышеву, билеты на эти спектакли трудно достать.

С оглушительным успехом прошла и недавняя премьера театра - спектакль по пьесе молодого драматурга Данила Гурьянова "Запах легкого загара». Эта смешнаяи трогательная комедия о вечных ценностях и уходящем времени и веселит, и заставляет задуматься одновременно, что как раз в духе «Самарской площад».

Сейчас в театре готовятся к новым постановкам. На повестке дня - две пьесы американского драматурга Уайлдера. Одна из них, "Долгий рождественский обед», метафорически и философски изображает жизнь одной семьи на протяжении 90 лет, другая, "Наш городок», игровая и при этом имеет космический смысл. Какими увидел эти пьесы режиссер Дробышев и какими воплотят ее на сцене артисты его театра, трудно предугадать, но одно можно сказать с уверенностью - это снова будут удивительные и проникающие в душу истории о самом главном. Что ж, поживем - увидим...

«Театральный вестник», №3, 2011г., Ольга Кувичка

Страница прочитана: 444 раза

Вернуться назад






 Навигация по сайту 



БИЛЕТЫ ОНЛАЙН





СПЕКТАКЛИ


ВИДЕО


О ТЕАТРЕ


ФОТОГАЛЕРЕЯ


О НАС ПИШУТ


ТРУППА


ГОСТЕВАЯ КНИГА


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ


Мемориал АЛЕКСАНДРА БУКЛЕЕВА


КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ


Правила возврата билетов

 

IT-Портал городских волонтеров Чемпионата мира...
Городские волонтёры ЧМ-2018 | Самара


 


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Театр САМАРСКАЯ ПЛОЩАДЬ 1987-2013 г.
Разработка сайта SPRP-Studio